вторник, 27 октября 2015 г.

Глава 5. Исправление пути по направлению


Контроль пути по направлению

  • Контроль пути по направлению предполагает определение стороны, величины и тенденции уклонения ЛА от ЛЗП к определенному (заданному) моменту времени. Особенно важно осуществлять контроль в начале каждого участка маршрута (при отходе от ИПМППМ, цели, ИПОМ), так как несвоевременное обнаружение ошибок в курсе (направлении полета) может привести к потере ориентировки, невыполнению задания и другим тяжелым последствиям. После разворота на заданное направление экипаж обязан убедиться в правильности взятого курса, сличить показания курсовых приборов, при видимости земной поверхности проконтролировать направление полета по земным ориентирам, а при видимости небесных светил - по Солнцу, звездам, Луне.
  • Контроль пути по направлению может выполняться одним из следующих способов: расчетом ФПУ и бокового уклонения по измеренному значению УС; определением ЛБУ (при определении места ЛА); определением линии положения (пеленга ЛА) с помощью угломерных РТС при полете от радиостанции (радиомаяка); визуально по линейному ориентиру, расположенному вдоль ЛЗП.
  • Фактический путевой угол может быть рассчитан при выполнении полета после прохода ППМ с постоянным курсом:
ФПУ = Ксл + УС
  • Если ФПУ отличается от ЗПУ, то величина бокового уклонения определяется по следующей формуле:
БУ = ФПУ - ЗПУ
  • Если ФПУ окажется больше заданного, то БУ будет положительным, то есть ЛА уклоняется вправо от заданного маршрута.
  • Е
    сли 
    БУ будет отрицательным, то ЛА уклоняется влево от ЛЗП (рис.1).

  • В полете отсчет значения ФПУ может быть снят непосредственно с указателя штурмана в некоторых курсовых системах или измерен на полетной карте с помощью транспортира после прокладки ЛФП или линии положения ЛА.
  • Чтобы сделать правильный вывод об уклонении ЛА от ЛЗПФПУ следует определять различными способами.
  • Исправлять путь нужно только в том случае, когда уклонение ЛА установлено достоверно и дальнейший полет без изменения курса не обеспечит на данном участке маршрута заданной точности воздушной навигации.
  • В том случае, когда величина БУ соизмерима с величиной погрешности тех средств, с помощью которых определено это уклонение, исправлять путь нецелесообразно.

Исправление пути по направлению

  • Обнаружив при контроле пути БУ, экипаж обязан исправить курс для выхода на ЛЗП. При небольших уклонениях исправление пути выполняется внесением поправки в курс для выхода на КО, выбранный наЛЗП, очередной поворотный пункт маршрута или цель. Если БУ значительное (поправка в курс превышает 300), то исправление пути производится перерасчетом курса по новому значению путевого угла.
  • Расчет поправки в курс для случая вывода ЛА на КО (ППМ) произведем с использованием рис.2. В момент прохода ППМ (точка А) экипаж взял курс следования, равный ЗПУ. Через некоторое время экипаж определил УС и рассчитал ФПУ и БУ. Для выхода на КО (точка Д), расположенный на ЛЗП, необходимо рассчитать курс исправленный:
Киспр = Ксл + ПК,
  • где ПК - поправка в курс.


  • Величину ПК найдем из теугольника АВД. На основании теоремы синусов:

  • о
    ткуда

г
де
 Sобщ - общее расстояние участка, на котором выполняется исправление пути по направлению; Sост - оставшееся расстояние.
  • Если БУ и ПК малы (менее 100), то допустимо:
  • Знак ПК - обратный знаку БУ.
  • П
    оправка в курс рассчитывается на 
    НЛ, расчетчике или с помощью микрокалькулятора. Ключ для расчета на НЛ показан на рис.3.
  • Е
    сли на этапе маршрута воздушная скорость полета выдерживается постоянной, то 
    ПК может быть рассчитана по общему и оставшемуся времени полета по формуле:

  • Следует помнить следующие соотношения ПК и БУ: если ЛА прошел 1/3 Sобщ (tобщ), то ПК по абсолютной величине будет равна 1.5 БУ0; если 2/3 Sобщ (tобщ), то |ПК| = БУ0.
  • Е
    сли контроль пути осуществляется по 
    ЛБУ, определяемому по фактическому месту ЛА или сравнением фактического удаления от бокового ориентира с заданным (рис.4), то расчет ПК выполняется в такой последовательности:
  • г
    де 
    ДП - дополнительная поправка.
  • Знак ПК противоположен знаку БУ.
  • В том случае, когда экипаж, допустив уклонение от ЛЗП, взял курс следования с учетом УС (ФПУ = ЗПУ), ЛА будет перемещаться параллельно ЛЗП (рис.5). В этом случае ПК = ДП. Поправка в курс может быть замерена на карте с помощью транспортира (рис.6). Когда ПК превышает 300, исправление пути выполняется перерасчетом курса следования. Для этого необходимо нанести на карту место ЛА, от него проложить новую ЛЗП до точки, в которую необходимо вывести ЛА, измерить новый ЗПУ и рассчитать новый курс следования с учетом ветра.
  • П
    ри полетах на 
    ЛА, оборудованных ПНС, исправление пути по направлению осуществляется автоматически при коррекции счисленных координат.

Комментариев нет:

Отправить комментарий