вторник, 27 октября 2015 г.

Глава 4. Учёт влияния ветра на полёт ЛА


Навигационные характеристики ветра

  • Одним из основных метеорологических элементов, учитываемых в самолетовождении, является ветер. Он оказывает существенное влияние на ВС как в полете, так и при взлете и посадке. От направления и скорости ветра зависят безопасность взлета и посадки, длина разбега и пробега, время полета по маршруту и расход топлива. Ветер - горизонтальное движение воздуха относительно земной поверхности. Вместе с воздушной массой со скоростью ветра U переносится и находящийся в ней самолет. Поэтому путевая скорость ветра W равна векторной сумме воздушной скорости Vи скорости U.
  • С
    уществует метеорологическое и навигационное понятия о направлении ветра. Угол, заключенный между северным направлением меридиана и направлением из точки, откуда дует ветер, называется
    метеорологическим направлением ветра. Это направление ветра может отсчитываться относительно северного направления истинного или магнитного меридиана. Навигационное направление ветра отличаеися на 180° от метеорологического. Угол, заключенный между направлением, принятым для ориентации направления полета, и направлением в точку, называется НВ. Отсчитывается от направления, принятого от начала отсчета, по часовой стрелке от  до 360°. В зависимости от начала отсчета навигационное направление ветра может быть истинным, магнитным, условным и ортодромическим. При использовании данных о ветре, выдаваемых метеостанцией, необходимо определить НВ:


где DМ - магнитное склонение (угол между истинным и магнитным меридианами в данной точке); DA - азимутальная поправка (угол между условным и истинным меридианами).
  • Эти углы измеряются в диапазоне +180° : по ходу часовой стрелки - "+", против - "-".

  • С
    корость движения воздушных масс относительно земной поверхности называется скоростью ветра 
    U. Измеряется в км/ч или в м/с. Для расчета U (км/ч) в уме надо значение U (м/с) умножить на 3.6 . Перевод скорости ветра, выраженной в м/с, в скорость, выраженную в км/ч, осуществляется подсчетом в уме по упрощенной формуле:
Навигационный треугольник скоростей

  • Д
    ля правильного решения задач, связанных с выполнением полетов, необходимо знать, в чем конкретно выражается влияние ветра на самолетовождение. 
    Вектором воздушной скорости (V) называется направление и скорость движения самолета относительно воздушных масс.Он определяется курсом ВС и W. Направление и скорость движения самолета относительно земной поверхности называетсявектором путевой скорости (W). Направление вектора определяется ПУ, а величина - значением W. В каждый момент времени скорость полета относительно земли равна векторной сумме V и U. Вектор ветра определяется направлением ветра и скоростью ветра. Три вектора в пространстве образуют векторный треугольник скоростей, проекция которого на горизонтальную плоскость носит название НТС. В состав НТС входят следующие элементы: МКМПУ (ФМПУЗМПУ), НВУСУВКУВ, скорости UV и W.
  • Угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и ЛФП, называется ФМПУ. Он отсчитывается от северного направления магнитного меридиана до ЛФП по ходу часовой стрелки от до 360°.
  • Угол, заключенный между продольной осью ВС и линией пути, называется УС. Он отсчитывается от продольной оси самолета до линии пути вправо со знаком "+", влево со знаком "-". Может быть расчетным и фактическим. Расчетный отсчитывается до ЛЗП, а фактический - до ЛФП.
  • Угол, заключенный между ЛЗП или ЛФП и направлением НВ, называется УВ. Отсчитывается от линии пути до направления ветра по ходу часовой стрелки от 0° до 360°.
  • Угол, заключенный между продольной осью BC и напрвлением НВ, называется КУВ. Отсчитывается от продольной оси ВС до направления ветра по ходу часовой стрелки от 0° до 360°.
  • З
    ависимости, существующие между элементами 
    НТС, имеют следующий вид:

  • Зависимость УС и W от УВПоследовательное изменение УВ от 0° до 360° получается перемещением вектора U по ходу часовой стрелки. УС и W от УВ зависят так:
a) УВ = 0° (попутный ветер): УС = 0, W = V + U ;
б) УВ увеличивается от 0° до 90° УС увеличивается, W уменьшается ;
в) УВ = 90° (боковой ветер) : УСмаксW ~ V ;
г) УВ увеличивается от 90° до 180° УС уменьшается, W уменьшается ;
д) УВ = 180° (встречный ветер) : УС = 0, WV - U ;
е) УВ увеличивается от 180° до 270° УС увеличивается, W увеличивается ;
ж) УВ = 270° (боковой ветер) : УСмаксW ~ V ;
з) УВ увеличивается от 270° до360° УС уменьшается, W увеличивается .
  • Наглядно изображение зависимости УС и W от УВ представлено на рис.4:
a) при УВ = 0° - 180° : УС > 0 ;
б) при УВ = 180° - 360° : УС < 0 ;
в) при УВ = 270° - 0° - 90° : W > V ;
г) при УВ = 90° - 180° - 270° : W < V .






  • З
    ависимость 
    УС и W от VС увеличением V скорость W возрастает, с уменьшением - убывает. Влияние изменений V на W и УС оценивается по формулам:

  • Как видно из формул, УС с возрастанием V уменьшается, а с ее убыванием - увеличивается.
  • З

    ависимость 
    УС и W от изменения U. Влияние незначительных изменений U на УС и W оценивается по следующим формулам:

  • а) при УВ, близких к 0° или 180°: незначительное изменение U почти не сказывается на УС, но существенно влияет на W ;
  • б) при УВ, близких к 90° или 270°: незначительное изменение U почти не сказывается на W, но существенно влияет на УС .
  • П
    ри сохранении направления ветра, но при незначительном изменении его скорости, необходимо уточнить при полете со встречным или с попутным ветром скорость 
    W, при полете с боковым ветром - УС.
  • З
    ависимость 
    УС и W от изменения направления ветра. Влияние незначительных изменений направления ветра на W и УС оценивается по следующим формулам:

  • а) при УВ, близких к 0° или 180°: незначительное изменение направления ветра почти не сказывается на W, но существенно влияет на УС ;
  • б) при УВ, близких к 90° или 270°: незначительное изменение направления ветра почти не сказывается на УС, но существенно влияет на W .

  • П
    ри отсутствии существенных изменений скорости ветра, но при незначительном изменении его направления, необходимо уточнить при полете со встречным или с попутным ветром 
    УС, при полете с боковым ветром - W.

  • Угол сноса, имеющий место при углах ветра 90° или 270°, называется УСмакс (рис.3). Его величина определяется по следующей формуле:

Решение навигационного треугольника скоростей

  • Р

    ешение 
    НТС - нахождение его неизвестных элементов по известным элементам НТС. Решение может быть выполнено графически на бумаге или выполнено с использованием НЛНРК или ветрочета приближенным подсчетом в уме. НТС представляет собой собой косоугольный треугольник (рис.8), который может быть решен по теореме синусов:

  • Так как, КУВ = УС + УВ, то:

  • Приведенные соотношения решаются при помощи НЛ. При этом не надо забывать следующие правила:
а) при УВ = 00 - 1800УС > 0;
б) при УВ = 1800 - 3600УС < 0;
в) при УВ > 1800 : на НЛ устанавливается значение, которым его дополняют до 3600, то есть разность 3600 - УВ;
г) при УВ = 00W = V + U;
д) при УВ = 1800W = V - U;
е) при других УВW отсчитывается на НЛ против суммы УВ + УС, при нахождении которой к УВ прибавляется абсолютное значение УС;
ж) при УВ = 50 - 1750: используется шкала синусов;
з) при УВ = 0.50 - 50: используется шкала тангенсов;
и) при УВ = 1750 - 179.50: используется шкала тангенсов;
  • Для определения КслУС отсчитывается с точностью до 10; для точного определения W при УВ, близких к 00 или 1800, - с точностью до десятых долей градуса.
  • 1) Расчет УС и W на НЛ. В основе расчета лежит теорема синусов, которая ключом выражается на НЛ. После определения УС и W рассчитываются Ксл и время полета для заданного участка маршрута. Курс, рассчитанный с учетом УС для полета по ЛЗП, называется курсом следования.
  • Пример = 460 км/ч, ЗМПУ 1050d3300U = 80 км/ч, S = 120 км. Определить: УС, WМКсл и время полета t. Решение: 1) УВ = d+ 1800 - ЗМПУ =3300 - 1800 - 1050 = 450; 2) нахождение УС и W(используя ключ НЛ): УС = +70W = 512 км/ч; 3) МКсл = ЗМПУ - (+УС) =1050 - (+70) = 980; 4) с помощью НЛ определяется время полета t =14 мин.
  • На практике УС и W рассчитываются на основании логической оценки влияния ветра на конкретном участке маршрута, при этом вместо УВ используется угол - угол, под которым дует ветер к ЛЗП. Этот угол находится путем сравнения направления полета с направлением ветра. Угол  отсчитывается от ЛЗП до направления ветра так, чтобы он всегда был больше 900. При встречно-боковом ветре он отсчитывается от той части ЛЗП, которая направлена по полету, при попутно-боковом - от противоположной. Числовое значение угла  лежит в диапазоне 00 - 900 шкалы синусов. Расчет УС и W по углу  наНЛ производится по тому же ключу, что и расчет по УВ, только необходимо заменить УВ на угол .
  • 2) Определение ветра по УС и W на НЛ. В основу определения ветра в полете положено использование навигационных параметров движения ВС. На практике широко применяется метод определения ветра по УС и W, измеренным на постоянном курсе и воздушной скорости полета. Кроме этих параметров надо знать угол , заключенный между ЛФП и метеорологическим направлением ветра, то есть угол, под которым дует ветер относительно ЛФП.
  • Направление ветра рассчитывается по следующим формулам: ФМПУ - (+): при W < V, то есть при встречно-боковом ветре; ФМПУ + 1800 + (+): при W > V, то есть при попутно-боковом ветре.
  • Для правильного определения метеорологического направления ветра и его скорости U надо не забывать следующие правила:
а) при попутном ветре (УС = 00, = 00): dФМПУ + 1800 ; U = W - ;
б) при встречном ветре (УС = 00, = 00): dФМПУU = Vи - W;
в) при боковом ветре (W = Vи, = +900): dФМПУ - (+900);
г) при встречно-боковом ветре (W < Vи): dФМПУ - (+0);
д) при попутно-боковом ветре (W > Vи): dФМПУ +1800 + (+0).
  • Пример = 450 км/ч, МК = 500УС = +70W = 490 км/ч. Определить: направление и скорость ветра. Решение: 1) U = W -  = 490 - 450 = +40 км/ч (попутно-боковой ветер); 2) = +540 (по НЛ); 3) U = 68 км/ч; 4) ФМПУ = МК + (+УС) = 500 + (+70) = 570d = ФМПУ + 1800 + (+0) = 570 + 1800+ (+54)0 = 2910.
  • 3) Расчет скорости и направления ветра по УС и W, измеренных с помощью оптического визира. При расчете ветра на навигационном расчетчике или на ветрочете кроме УС и W надо знать  и курс самолета. Большинство способов измерения W с помощью радиолокационных или оптических визиров основывается на базисном способе, который заключается в определении времени пролета базы, то есть расстояния между двумя фиксированными точками земной поверхности. Особенность этого метода заключается в том, что для измерения не требуется опознавания самих объектов и их графического построения на полетной карте. Оптические визиры типа АБ-52 применяются на самолетах четвертого класса и вертолетах, выполняющих полеты над малоориентирной местностью. Эти визиры позволяют измерять УС и W. Они неподвижно устанавливаются на борту ВС. Вследствие этого вертикаль визира и начало отсчета курсовых углов связаны с положением ВС в пространстве, все колебания ВСпередаются на визир и оказывают влияние на точность отсчетов. В оптической системе визира расположена сетка с линиями сноса и времени, при помощи которых производятся измерения УС и W. Сетка в поле зрения имеет свободу вращения вокруг своего центра.
  • Оптические визиры типа АБ-52 позволяют базисным способом измерять W. Для этого применяются линии времени, расположенные в поле зрения визира. Они рассчитаны для постоянной базы, которая равна0.5Н. В окуляр визира видно перемещение поверхности Земли. В тот момент, когда визирная точка проходит первую линию времени, включается секундомер. Он останавливается в момент прохода выбранной точки через вторую линию времени. Тогда W = 0.5H / t. Для расчета применяется счетное устройство самого визира или НЛ-10М. Чтобы повысить точность измерения W, рекомендуется развернуть сетку визира на УС. Вследствие значительного влияния случайных колебаний самолета в процессе промера, точность измерения W в значительной степени зависит от высоты полета и в среднем характеризуется величиной: w = (0.005 - 0.1)W.
Эквивалентный ветер

  • Условный ветер, направление которого совпадает с ЛЗП, а значение его скорости при данном пилотажном режиме полета создает такую же путевую скорость, как и ветер фактический, называетсяэквивалентным ветром. Скорость эквивалентного ветра представляет собой разность между путевой и воздушной скоростями в данной точке маршрута полета:  = W - V. Таким образом, эквивалентный ветер может быть только попутным (положительным) или встречным (отрицательным). Для разных значений ЗПУ и Vи существуют различные эквивалентные ветры при одном и том же фактическом.
  • Э
    квивалентный ветер можно выразить через продольную и боковую составляющие действительного ветра (рис.9):

  • Р
    асчет по данному выражению дает допустимые погрешности только при небольших скоростях ветра и
     УВ, близких к 0° или 180°.

Определение навигационных элементов полета на контрольном этапе

  • З
    аранее намеченный участок маршрута полета, на котором предполагается измерение 
    W и УС, называется КЭ. Контрольный этап выбирается штурманом в процессе подготовки к полету. При выборе КЭ в первую очередь руководствуются наличием характерных ориентиров и требуемой точностью определения КЭ.

  • Порядок работы на КЭ. При подходе к началу КЭ необходимо предупредить командира ВС о строгом выдерживании режима полета. В момент первого определения МС (при проходе входного ориентираКЭ) нужно включить секундомер и поставить на карте отметку МС. Во время полета на КЭ надо наблюдать за курсом, чтобы вывести его среднее значение. По истечение некоторого времени таким же образом определяется и отмечается на карте второе МС (при проходе второго ориентира секундомер выключается). Полученные на карте отметки соединяются прямой линией, т.е. на карту наносится ЛФП и при помощи транспортира и линейки измеряются ФИПУ и длина КЭ Sкэ между отметками МС. Затем находят ФМПУ и рассчитывают УС.
  • Чтобы определить W, надо измеренное на карте расстояние Sкэ разделить на время полета по КЭ tкэ, то есть расчет W производится по формуле:
W = Sкэ / tкэ
  • Расстояние на карте всегда измеряется в км, а время может измеряться в минутах с их долями в секундах, то для получения W в км/ч нужно время выражать в часах, то есть:
W (км/ч) = (S / t (мин))60
или
W (км/ч) = (S / t (с))3600
  • Расчет ФМПУ производится по формуле:
ФМПУ = ФИПУ - (+М)
  • Угол сноса находят как разность ФМПУ и среднего магнитного курса МКср по формуле:
УС = ФМПУ - МКср
  • Вместо МКср в формуле может стоять условный курс (УК).
  • Полученные на КЭ данные используются для контроля пути, а также для определения ветра (его направления и скорости) по УС и W, измеренным на КЭ, по которому рассчитываются навигационные элементы полета для очередного участка маршрута.
  • С
    корость ветра 
    U может быть получена по следующей формуле:
  • Т
    огда курсовой угол ветра 
    КУВ равен:

  • Если W > V и УС > 0, то направление ветра определяется так:
= УК + КУВ
В том случае, если W > V и УС < 0, то направление ветра определяется таким образом:
= УК - КУВ
Если W < V и УС > 0, то направление ветра определяется следующим образом:
= УК + 1800 - КУВ
В случае, если W < V и УС < 0, то направление ветра определяется, исходя из формулы:
= УК + 1800 + КУВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий