Кабина | - помещение в ЛА для экипажа, пассажиров и груза, оборудованное соотвественно своему назначению. 1) Кабина экипажа - помещение (отсек фюзеляжа) ЛА, предназначенное для размещения экипажа, рычагов управления ЛА и двигателями, приборных щитков и панелей, а также др. оборудования. 2) Кабина пассажирская - помещение в ЛА, предназначенное для безопасной и комфортабельной перевозки пассажиров. В её состав входят один или несколько салонов, бытовые и вспомогательные помещения. 3) Кабина грузовая - помещение в ЛА для размещения техники и грузов.
|
Кабина отделяемая | - часть фюзеляжа с гермокабиной, отделяемая при аварии от ЛА. Является средством спасения и выживания экипажа. |
Кабрирование | (франц. cabrage, от cabrer - поднимать на дыбы) - движение ЛА в вертикальной плоскости вокруг поперечной (горизонтальной) оси в сторону увеличения угла атаки (нос ЛА поднимается вверх относительно местного горизонта). |
КАИ | - Казанский авиационный институт им. А.Н.Туполева. Основан в 1932 г. Готовит инженером для авиационной, машиностроительной и приборостроительной отраслей промышленности. |
Камера сгорания | газотурбинного двигателя - устройство, в котором в результате сгорания топлива повышается температура поступающего в него воздуха (газа). Основная камера сгорания распологается перед турбиной. |
КАПО | - Казанское авиационное производственное объединение им. С.П.Горбунова. Основано в 1932 г. |
Капот двигателя | - часть гондолы двигателя, непосредственно к нему примыкающая. Состоит из быстросъёмных элементов (крышек, панелей), необходимых для выполнения осмотров, регламентных и ремонтных работ. |
Капотирование самолёта | - опрокидывание самолёта на нос или на спину через нос. Может возникнуть при резком торможении или наезде передних колёс самолёта на препятствие. |
Каркас | (от франц. carcasse - скелет) летательного аппарата - система взаимосвязанных продольных и поперечных силовых балочно-стержневых элементов, обеспечивающих прочность, жёсткость, выносливость, живучесть и геометрическую форму ЛА. Состоит из силового набора и связывающих его элементов. |
Карты авиационные | - огеографические карты, предназначенные для обеспечения лётного состава навигационными данными, необходимыми при подготовке к полёту и в полёте. Бывают полётные, бортовые и специальные. |
Карты погоды | - географические карты, на которых условными обозначениями наносятся данные о состоянии атмосферы Земли в определённый момент времени. Бывают фактические и прогнотические, приземные и высотные, а также карты особых погодных явлений. |
Катапульта взлётная | (лат. catapulta, от греч. katapeltes, от kata - сверху вниз, вниз на, против и pallo - бросаю, швыряю) - устройство для старта ЛА путём их принудительного разгона на коротком участке пути. Используется на авианесущих кораблях. Бывают пороховые, гидравлические, пневматические, роторные и паровые. |
Катапультирование | - процесс выбрасывания, принудительного направленного отделения от ЛА (обычно выстреливания) катапультного кресла или кабины отделяемой с целью аварийного покидания ЛА членами его экипажа. |
Катапультное кресло | - кресло, предназначеное для покидания ЛА по команде находящегося в нём члена экипажа, по приказу командира (на многоместных самолётах) или по сигналу специального бортового устройства. Служит местом размещения и крепления члена экипажа в обычном полёте и средством спасения в аварийной ситуации. |
Катастрофа | (от греч. katastrophe - переворот, уничтожение, гибель) - авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести кого-либо лица из числа находившихся на борту ВС. |
Катастрофическая ситуация | - особая ситуация в полёте, при которой предотвращение гибели людей и (или) потери воздушного судна практически не возможно. |
Катенария | (лат. catenarius - цепной, от catena - цепь) - конструкция подвески, применяемая на воздухоплавательных ЛА для равномерной передачи сосредоточенных усилий на оболочку. Состоит из катенарного пояса, закреплённого на оболочке, и элементов, соединяющих узлы катенарного пояса с агрегатами ЛА. |
КДП | - командно-диспетчерский пункт. Сооружение на территории аэропорта или аэродрома, из которого осуществляются централизованныое управление воздушным движением в районе аэродрома (при подходе), в зоне взлёта и посадки и контроль за воздушным движением в пределах установленных границ в районе диспетчерской службы и в зоне местных воздушных линий. |
Керамические материалы | - неметаллические материалы из тугоплавких неорганических соединений, получаемые спеканием, плазмохимическим и другими методами. Обладают высокой температуроустойчивостью, жаропрочностью, твёрдостью, электроизоляционными свойствами. |
Керосин | (англ. kerosene, от греч. keros - воск) - фракция нефти, выкипающая в диапазоне температур 200-300°C. Получают перегонкой нефти или крекингом тяжёлых нефтепродуктов. |
Кессон | (от франц. caisson - ящик) - тонкостенная конструкция балочного типа с замкнутым одно- или многосвязным контуром поперечного сечения. Наиболее распространённый тип авиационных конструкций. |
Кили-шайбы | - неподвижные поверхности многокилевого вертикального оперения, устанавливаемые на концах стабилизатора и служащие для обеспечения путевой устойчивости ЛА. |
Киль | (гол. kiel, англ. keel) - аэродинамическая поверхность ЛА, являющаяся основной частью вертикального оперения и предназначенная для обеспечения путевых устойчивости и, в некоторых случаях, управляемости ЛА. |
Кинетика физико-химическая | (от греч. kinetikos - приводящий в движение) - теория неравновесных макроскопических процессов в различных средах. Подразделяется на статистическую и феноменологическую. |
Кинетическая теория газов | - раздел физики, изучающий явления в газах статистическими методами, рассматривающий газ как совокупность молекул, заданным образом взаимодействующих между собой, с внешними полями и ограничивающими поверхностями. |
Кислородная маска | - часть высотного снаряжения, предназначенная для подачи в органы дыхания кислородно-воздушной смеси или чистого кислорода под давлением, равным или превышающем внешнее давление. Существуют маски открытого, полузакрытого, закрытого типа и маски с избыточным давлением. |
Кислородное оборудование | - комплекс средств для защиты экипажа, пассажиров и др. лиц, участвующих в полёте, от кислородной недостаточности, связанной с пониженным парциальным давлением кислорода во вдыхаемом воздухе при низком давлении в кабине, а также от воздействия продуктов сгорания в случае пожара. Бывает стационарное, переносное и спасательное. |
Класс пассажирского салона | В зависимости от уровня комфорта и обслуживания пассажиров, оформления интеръеров, класса пассажирских кресел и шага их установки различают салоны первого, туристского, эконом. классов и бизнес-класса. |
Классификация массы ЛА | - объединение масс элементов ЛА в группы и подгруппы по какому-либо устойчивому признаку с целью сравнения весовых характеристик ЛА. |
Климатические испытания | авиационного оборудования - испытания для проверки работоспособности оборудования или состояния его элементов в процессе и (или) после воздействия на них климатических факторов (изменения температуры, давления, влажности воздуха и т.п.). Проводятся обычно в камерах с применением ускоренных методов, моделирующих в лабораторных условиях длительные процессы воздействия соответствующих факторов в натурных условиях. |
Коандэ закрылок | - закрылок, сохраняющий постоянную кривизну верхней поверхности при его отклонении и обдуваемый струёй сжатого воздуха или реактивной струёй ВРД. Предназначен для увеличения подъёмной силы крыла за счёт отклонения струи вследствие эффекта Коандэ и эффекта суперциркуляции. |
Кок | - вспомогательная конструкция ЛА обычно в виде конусообразного обтекателя. Устанавливается на законцовках хвостовой части фюзеляжа, мотогондолы или на передней части оси воздушного винта для уменьшения аэродинамического сопротивления. |
Колеоптер | (от греч. koleos - ножны и pteron - крыло) - то же что кольцеплан. |
Колёса шасси | - служат для перемещения и руления при взлёте и посадке ЛА. Бывают тормозные и нетормозные. |
Колея шасси | - расстояние между центрами контактов колёс, лыж или поплавков основной опоры шасси с поверхностью земли, палубы корабля или воды при стоянке ЛА. |
Количества движения уравнения | в аэро- и гидродинамике - фундаментальная система уравнений, выражающая в интегральной или дифференциальной форме закон сохранения импульсов. |
Коллапс | (от лат. collapsus - ослабевший, уставший) - острая сосудистая недостаточность, развивающаяся в результате падения сосудистого тонуса и уменьшения объёма циркулирующей крови. В авиационной практике может наступить вследствие острого недостатка кислорода, больших перегрузок, резких изменений позы, чрезмерного физического напряжения, травм. |
"Колокол" | - фигура пилотажа, выполняемая в вертикальной плоскости: в начале траектория полёта ЛА искривляется вверх с последующим крутым набором высоты до полной потери скорости; фигура заканчивается падением ЛА с поворотом корпуса в ту или другую сторону и с переходом в крутое пикирование. |
Колонка штурвальная | - один из рычагов управления для отклонения рулей высоты и элеронов. Устанавливается на тяжёлый самолётах (обычно две). |
Кольцеплан | - летательный аппарат с крылом, имеющим при виде спереди правильную кольцевую форму. |
Комбинированный двигатель | - двигатель авиационный, в котором сочетаются элементы двигателей различных схем с целью улучшения его характеристик в широком диапазоне условий полёта и режимов работы. |
Коммерческая нагрузка | (платная нагрузка) - пассажиры, багаж, почта, грузы. Термин применим для гражданской авиации. |
Коммерческие права | - права, предоставляемые авиатранспортным предприятиям (как правило на основе соглашений о воздушном сообщении между государствами) осуществлять перевозки пассажиров, грузов и почты. |
Коммерческие соглашения | - договоры между транспортными авиапредприятиями различных стран, заключаемые на основании соглашений о воздушном сообщении между этими странами. Регулируют взаимоотношения авиапредприятий по техническим и коммерческим вопросам организации и обеспечения полётов воздушных судов и перевозок пассажиров, грузов и почты. |
Коммерческий акт | - документ, удостоверяющий обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, пассажиров, отправителей и получателей грузов. Составляется в аэропорту назначения при выдаче багажа или груза. При обнружении неисправностей также может быть составлен в аэропорту отправления или в промежуточном аэропорту. Служит основанием для розыска багажа и груза или их владельцев, расследования причин и выявления виновников утраты или порчи. |
Компас | - навигационный прибор для измерения курса ЛА. В авиации используют астрокомпасы, гирокомпасы, магнитные компасы, радиокомпасы. |
Компенсатор взмаха | - то же что регулятор взмаха. |
Компенсация | органов управления - совокупность средств для уменьшения шарнирных моментов. |
Композиционные материалы | - материалы, состоящие из основы (матрицы) и наполнителя (введённых в неё компонентов с заданными свойствами) с сохранившимися границами раздела между ними. Бывают волокнистые, дисперсноупроченные, слоистые и гибридные. |
Компоновка ЛА | - взаимное пространственное расположение частей ЛА и его различных устройств; процесс поиска рационального расположения частей ЛА, помещений (отсеков), агрегатов. Различают внешнюю (аэродинамическую) и внутреннюю компоновку. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий