Давление гидродинамическое | - скалярная величина, определяющая поверхностные силы в идеальной жидкости (газе) и равная нормальному напряжению, приложенному к произвольно ориентированной площадке и взятому с обратным знаком. |
Давление звука | - постоянное давление, испытываемое телом, находящимся в стационарном звуковом поле. |
Давление на грунт | - отношение нагрузки (веса ЛА) к площади опорной поверхности шасси. При этом динамическое давление на грунт (при посадке) может превышать статическое более чем в 3 раза. |
Дальность полёта | - расстояние, измеренное по земной поверхности, которое ЛА пролетает от взлёта до посадки при израсходовании определённого запаса топлива. |
"Дача" руля | - резкое (ступенчатое) отклонение одного из органов управления на некоторый постоянный угол с сохранением его в течение 5-10 с при неизменном положении остальных органов управления. |
Двигатель авиационный | - тепловой двигатель для приведения в движение ЛА (самолётов, вертолётов, дирижаблей и пр.). |
Двигатель внутреннего сгорания | - тепловой двигатель, внутри которого происходит сжигание топлива и преобразование части выделяющейся теплоты в механическую работу. К ДВС относятся поршневые, газотурбинные, прямоточные, ракетные и различные комбинированные двигатели. |
Двигатель изменяемого рабочего процесса | - авиационный газотурбинный двигатель, в котором путём широкого регулирования элементов проточного тракта, а также изменением дополнительных узлов, отключаемых и переключаемых в процессе работы, осуществляется адаптация режима работы двигателя к условиям полёта. |
Двигатель критический | - один из двигателей многодвигательного самолёта, отказ которого вызывает наиболее неблагоприятные изменения в поведении самолёта или в условиях его пилотирования. |
Движитель | - устройство, с помощью которого авиационные двигатели создают тягу, необходимую для движения ЛА. Все авиационные движители работают по воздушно-реактивному принципу, т.е. создают тягу путём отбрасывания воздуха со скоростью, которая больше скорости набегающего потока. |
Двухбалочный самолёт | - самолёт, хвостовое оперение которого (преимущественно двухкилевое) вынесено на балках, закреплённых на крыле. |
Девиация | (позднелат. deviatio, от лат. devio - уклоняюсь с дороги) - 1) авиационной конструкции - в расчётах на прочность при моделировании авиационной конструкции, например крыла балкой девиацией называется угол поворота поперечного сечения балки при её изгибе. 2) магнитная - разность между истинным магнитным курсом ЛА и магнитным курсом, измеренным бортовым устройством. Обусловлена собственным магнитным полем ЛА. |
Деградация стабилизатора | - устаревшее название угла установки стабилизатора относительно плоскости хорд крыла. |
Декомпрессия | (от лат. de - приставка, означающая удаление, движение вниз и cjmpressio - сжатие, сдавливание) - уменьшение давления окружающей среды (при подъёме на высоту, всплытия с глубин, разгерметизации кабины ЛА). Характеризуется разностью между начальным и конечным давлением, продолжительностью, скоростью изменения давления и кратностью (отношением начального давления к конечному). |
Дельтаплан | - планёр с балансирным управлением и гибким крылом, имеющим в плане вид буквы дельта. |
Демпфер | (нем. Dampfer - глушитель, от dampfen - заглушать) - автоматическое устройство для демпфирования короткопериодических колебаний ЛА путём соответствующего отклонения органов управления. |
Демпфирование | - уменьшение амплитуды колебаний ЛА. Различают демпфирование, обеспечиваемое только аэродинамическими силами и моментами при неподвижных органах управления, и искусственное демпфирование, обеспечиваемое соответствующими отклонениями органов управления. |
Держатели бомбардировочного вооружения | - комплекс устройств и агрегатов, установленных на ЛА и предназначенных для загрузки, удержания при транспортировке, подготовки к отделению и отделения подвешиваемых изделий в соотвествии с их назначением. Классифицируются по месту расположения на ЛА, по конструктивной схеме, количеству подвешиваемых изделий и грузоподъёмности. |
Десантно-транспорное оборудование | - оборудование ЛА, предназначенное для загрузки, размещения и закреппления перевозимых грузов и личного состава, а также для их выгрузки или сбрасывания на парашютах. |
Десатуризация | (от лат. de - приставка, означающая удаление, и saturatio - насыщение) - вдыхание чистого кислорода перед подъёмом человека на высоту с целью выведения из организма азота, который при резком снижении атмосферного давления может вызвать развитие высотной декомпрессионной болезни. |
Десинхроноз | (от лат. de - приставка, означающая удаление, и греч. sinchronos - одновременный) - изменение различных физиологических и психических функций организма в результате нарушений суточных ритмов его функциональных систем. Возникает при дальних перелётах в широтном направлении. Признаки: плохой сон, ухудшение аппетита, раздражительность, снижение работоспособности, апатия, вялость. |
Дестабилизатор | - горизонтальное оперение, устанавливаемое перед крылом и предназначаемое для обеспечения или улучшения продольной управляемости ЛА. В отличие от стабилизатора уменьшает запас продольной статической устойчивости. Может быть фиксированным или управляемым. |
Дефектоскопия | (от лат. defectus - изъян и греч. skopeo - смотрю) - комплекс физических методов, позволяющих осуществить контроль качества материалов, полуфабрикатов, деталей и узлов авиационных конструкций без их разрушения. Существуют методы дефектоскопии: оптические, радиационные, радиоволновые, тепловые, магнитные, акустические, вихретоковые, электрические, капиллярные, течеискания. |
Децибеллов шкала | - логарифмическая шкала, используемая в акустике для измерений звуковых давлений и интенсивностей звука, которые в авиационной акустике меняются в широких пределах (~106 раз). |
Дивергенция | - потеря статической устойчивости ЛА в целом или какой-либо его части (крыла, рулей, лопасти винта вертолёта и т.п.), характеризуемая состоянием нейтрального равновесия частей ЛА под действием стационарных аэродинамических и упругих сил. |
Динамика полёта | - раздел аэромеханики, изучающий динамические свойства и движение ЛА различного назначения. В динамике полёта исследуется движение ЛА как в целом по траектории, так и движение относительно его центра масс в установившемся и переходном режимах, а так же при наличии различного рода возмущений, устойчивость ЛА на различных режимах полёта и его управляемость. |
Динамическая высота | - высота полёта, превышающая статический потолок ЛА. Достигается в динамическом режиме полёта, при котором часть кинетической энергии ЛА переходит в потенциальную. |
Динамическая жёсткость | - отношение комплексных амплитуд силы или момента соответствующего смещения (линейного или углового), являющееся функцией частоты колебаний. |
Динамический потолок | 1) самолёта - наибольшая высота, достигаемая самолётом в неустановившемся полёте; 2) вертолёта - наибольшая высота, достигаемая вертолётом в полёте с поступательной скоростью. |
Динамически-подобная модель | - модель ЛА, созданная в соотвествии с законом динамического подобия и используемая при исследованиях флаттера и др. явлений аэроупругости в аэродинамических трубах. |
Директорное управление | - способ управления, при котором для стабилизации движения самолёта на заданной траектории лётчик выполняет индицируемые ему директорным прибором команды о необходимости воздействия на органы управления. Существенно упрощает процесс управления по приборам и применяется главным образом при взлёте, заходе на посадку и уходе на второй круг. |
Дирижабль | (от франц. dirigeable - управляемый) - управляемый аэростат. Имеет удлинённый обтекаемый корпус, наполненный подъёмным газом, создающим аэростатическую подъёмную силу. Поступательная скорость сообщается воздушными винтами, приводимые во вращение двигателями. По типу конструкции оболочки бывают жёсткие, полужёсткие, мягкие и полумягкие. |
Дископлан | - летательный аппарат, имеющий крыло круглой формы в плане. |
Дисперсноупроченные материалы | - металлические материалы (главным образом сплавы), упроченные дисперсными частицами тугоплавких соединений (оксидов, карбидов, нитридов), не растворяющихся и не коагулирующих в металлической матрице при высоких рабочих температурах. |
Диспетчерское обслуживание | - один из видов обслуживания воздушного движения, предусматривающий постоянный контроль и регулирование полётов в целях поддержания установленного порядка движения ЛА на аэродроме и в контролируемом воздушном пространстве. Осуществляется путём передачи командирам ЛА диспетческих разрешений (по их запросам) и указаний, касающихся выполняемых ими полётов. |
ДИСС | - доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса. Радиотехническая система для определения путевой скорости и угла сноса или составляющих вектора скорости ЛА путём измерения доплеровских сдвигов частот излучённых с ЛА и отражённых от земной поверхности и принятых антенной ДИСС сигналов. Применяется автономно или в составе пилотажно-навигационных комплексов. |
Дифракция ударной волны | (от лат. difractus - разломанный, переломленный) - процесс нестационарного взаимодействия падающей на тело ударной волны с отражённой волной и возмущениями от обтекаемого тела. |
Дифференциальный стабилизатор | - цельноповоротный стабилизатор сверхзвуковых самолётов, консоли которого для управления по крену отклоняются от балансировочного положения в противоположные стороны. |
Диффузор | (от лат. diffundo - разливаю, рассеиваю) - профилированный канал, предназначенный для торможения потока жидкости или газа. В противоположность соплу в диффузоре происходит преобразование кинетической энергии в давление. Применяется в компрессорах, воздухозаборниках ВРД, карбюраторах, является неотделимой частью аэродинамической трубы. |
Дозвуковая скорость | 1) скорость газа, меньшая местной скорости звука. 2) скорость ЛА, меньшая скорости звука в невозмущённом потоке. |
Дозвуковое течение | - течение газа с дозвуковыми скоростями (M<1). Характерное свойство - возможность распространения возникающих в потоке возмущений во всех направлениях поля течения. |
Дозвуковой самолёт | - самолёт, скорость которого в заданных условиях эксплуатации не превышает скорости звука. |
Документация на воздушном судне | - судовые и бортовые документы, находящиеся на борту воздушного судна, допущенного к эксплуатации. К ней относятся свидетельство о регистрации воздушного судна, удостоверение о годности к полётам, бортовые журналы, Руководство по лётной эксплуатации, разрешение на бортовые радиостанции, задание на полёт свидетельства на каждого члена экипажа, список пассажиров, манифест и подробные декларации на груз. |
Документация эксплуатационная | - техническая документация, регламентирующая лётную и техническую эксплуатацию определённого ЛА. К ней относятся Руководство по лётной эксплуатации, Руководство по технической эксплуатации, Регламент технического обслуживания, инстукция по загрузке и центровке, альбом электрических схем, нормы расхода запасных частей и материалов и др. |
Донное сопротивление | - часть профильного сопротивления, вызванная наличием области срыва потока за донным срезом (притуплённой задней кромкой) тела, обтекаемого потоком жидкости или газа. |
Допускаемые напряжения | - предельные напряжения в расчётных случаях нагружения, обеспечивающие надёжную эксплуатацию ЛА. |
Досмотр | - проверка ручной клади, багажа и пассажиров (личный досмотр) гражданских воздушных судов для предотвращения незаконного провоза взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ, оружия, боеприпасов и других опасных грузов и предметов. |
ДПЛА | - дистанционно-пилотируемый летательный аппарат - ЛА, пилотируемый человеком (пилотом, оператором), находящемся на пункте управления, располагающемся на земле, на воздушном или космическом ЛА. Применяется также термин "телепилотируемый ЛА" (ТПЛА). |
Дрейфующий аэростат | - автоматический аэростат, предназначенный для длительных многосуточных полётов (дрейфов) с целью исследования на высоте до 40 км состава и движения атмосферы, УФ, ИК и рентгеновского излучений, а также для подтверждения данных, полученных со спутников, проведения разведок, ретрансляции и т.п. |
Дренаж и наддув | топливных баков ЛА - поддержание в топливных баках заданного избыточного давления. СЧистема дренажа и наддува - часть топливной системы, включающая устройства и трубопроводы, обеспечивающие сообщение внутренних полостей топливных баков ЛА с атмсферой или источником сжатого газа. Системы бывают открытые, закрытые и комбинированные. |
Дублирование | (от фр. doubler - удваивать) в системе управления - вид резервирования, имеющиего минимальную избыточность. |
среда, 28 октября 2015 г.
Д
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий