Багаж | - личные вещи пасажиров, которые перевозятся на основании договора воздушной перевозки между пассажиром и авиаперевозчиком. Делится на зарегистрированный (сданный перевозчику) и незарегистрированный (ручная кладь). |
База шасси | - расстояние между центрами площадей контактов колёс, лыж или поплавков главной и передней (задней) опор шасси ЛА. |
Базовый двигатель | - первый образец семейства двигателей нового поколения, существенно отличающийся конструкцией, параметрами и характеристиками от предшествующих образцов. |
Балансировка | (от фр. balancer - уравновешивать) - обеспечение равновесия действующих на ЛА в полёте моментов сил относительно одной или нескольких осей связанной системы координат с началом в его центре тяжести и (или) сил, действующих вдоль тех или иных осей координат. |
Балласт | - груз, используемый на дирижабляж и свободный аэростатах для изменения высоты полёта и статического уравновешивания. |
Баллистика | (нем. Ballistik, от греч. ballo - бросаю) - наука о движении неуправляемых ракет, авиационных бомб, артиллерийских снарядов, пуль, мин и т.п., основывающаяся на комплексе физико-математических дисциплин, газовой динамике, термодинамике, теории взрывчатых веществ и порохов. |
Баллистическая траектория | - траектория движения ЛА, авиационной бомбы, баллистической ракеты или др. объекта при отсутствии тяги, управляющих сил и моментов и аэродинамической подъёмной силы. |
Баллонет | (фр. ballonnet, от ballon - воздушный шар) - камера, наполненная воздухом, обеспечивает у дирижаблей и привязных аэростатов постоянство формы корпуса (оболочки) при изменение температуры и барометрического давления, а у свободных аэростатав с экипажем - регулирование зоны выполнения. На мягких и полумягких дирижаблей бывает от 1 до 4. На полужёстких дирижабляхх, разделённых поперечными диафрагмами на отсеки, имеются во всех отсеках. Располагаются в нижней части оболочки. |
Барани кресло | (по имени австрийского учёного Р.Барани) - устройство, применяемое для раздражения вестибулярного аппарата во внутреннем ухе при оториноларингической врачебно-лётной экспертизе лётчиков. Наиболее распространены кресла в виде вращающегося сиденья с рукояткой, позволяющей поворачивать обследуемого вокруг вертикальной оси. |
Барограмма полёта | (от греч. baros - вес, тяжесть и gramma - запись, написание) - графическая зависимость высоты полёта от времени. В лётных испытаниях используются барометры-самописцы (барографы), проградуированные по высоте. |
Барокамера | (от греч. baros - вкс, тяжесть и лат. camera - комната) - герметичная ёмкость для искусственного изменения барометрического давления воздуха (газа, газовой смеси). Различают барокамеры низкого и высокого давления< Существуют также термобарокамеры, в которых можно изменять температуру, и климатические, в которых наряду с давлением изменяются газовый состав, влажность, скорость и направление движения воздуха, интенсивность лучистой энергии. |
Барометр | (от греч. baros - вес, тяжесть и metreo - измеряю) - прибор для измерения атмосферного давления. |
Барометрическая высота | - относительная высота полёта, измеряемая от условного уровня (уровня аэродрома или уровня моря) с помощью барометрического высотомера. |
Баротравма | - травма, вызванная резким изменением барометрического давления (например, при подъёме на высоту или снижении ЛА), сопровождающаяся болевыми ощущениями. Наростание барометрического давления переносится болезненней, чем его падение. Наиболее чевствительные к быстрым изменениям давления лёгкие, придаточные пазухи носа и среднее ухо. |
Бафтинг | (англ. buffeting от buffet - ударить, бить) - вынужденные колебания всего ЛА или его частей под действием нестационарных аэродинамических сил при срыве потока с несущей поверхности при больших углах атаки с плохо обтекаемых частей ЛА. |
БВС | - бортовая вычислительная система, совокупность информационно взаимосвязанных и согласованных действующих аппаратно-программных средств передачи, хранения и переработки информации, размещённых на борту ЛА и предназначенных для преобразования входных данных в выходные в соотсетсвии с заданными целями функционирования. Представляет собой, как правило, многомашинную, многоуровневую, иерархическую, неоднородную систему, построенную на базе унифицированных программно-управляемых селекторных и мультиплексных каналов связи. |
Безопасная дистанция | - минимально допустимое удаление ЛА от препятствия или другого ЛА, исключающее вероятность столкновения. |
Безопасное превышение | - минимальная опустимая разница между высотой полёта ЛА и уровнем поверхности земли (воды) или высоотой выступающего препятствия, исключающая вероятность столкновения ЛА с поверхностью или препятствием на ней. |
Безопасность полёта | - способность авиационной транспортной системы осуществлять воздушные перевозки без угрозы для жизни и здоровья людей. |
Беспилотный ЛА | - летательный аппарат без экипажа на его борту, предназначенный для управляемых и неуправляемый полётов. По назначению бывают народохозяйственные, спортивные и военные. Различают одно- и многоразовые. Управление может осуществляться с помощью бортовых программных устройств или дистанционно. |
"Бесхвостка" | - аэродинамическая схема, при которой у самолёта отсутсвует< горизонтальное оперение. В качестве органов продольного управления используют элевоны, элероны, закрылки, флаппероны, которыми в этом случае осуществляется и поперечное (по крену) управление. |
Бимс | (англ. beams, множественное число от beam - бревно, балка, перекладина) - элемент усиления больших вырезов в конструкции каркаса ЛА. Выполняется в виде балки коробчатого сечения и служит для обеспечения общей жёсткости и прочности контура выреза благодаря образованию единой силовой рамы вокруг него. |
Биотелеметрия | (от греч. bios - жизнь, tele - далеко и metreo - измеряю) в авиации - способ непрерывного оперативного медецинского контроля и прогнозирования психофизического состояния лётчика в полёте. |
Биплан | (от лат. bis - дважды и planum - плоскость) - аэродинамическая схема самолёта, характеризуящаяся двумя несущими поверхностями (крыльями), расположенными одна над другой. |
Биплан Буземана | (по имени А.Буземана) - биплан специальной конструкции, имеющий при малом угле атаки в сверхзвуковом потоке те же значения подъёмной силы и волнового сопротивления, что и плоская пластина. Состоит из двух тонких профилей, причём распределение их толщины подбирается так, чтобы в результате вхаимодействия образующихся волн сжатия и волн разрежения поток на выходе из образуемого профилями канала имел ту же по модулю и направлению скорость, что и на входе. |
Блистер | (от англ. blister - волдырь) - устанавливаемый на фюзеляже полый обтекаемый выступ из оптически прозрачного материала для обеспечения членам экипажа необходимого обзора. |
Боевая живучесть | - способность ЛА после воздействия на него средств поражения продолжать полёт с целью полного или частичного выполнения боевой задачи, возвращения на свою территорию или спасения экипажа. |
Боевая эффективность | - способность авиационного боевого комплекса решать поставленные перед ним боевые задачи. Для оценки используются различные вероятностные характеристики. |
Боевой вертолёт | - вертолёт, предназначенный для поражения наземных и воздушных целей с помощью различного оружия, а также для прикрытия и сопровождения военно-транспортных и многоцелевых вертолётов. |
Боевой разворот | - фигура пилотажа: энергичный набор высоты с одновременным разворотом ЛА на заданный угол. Выполняется классически (сначала крен увеличивается, а затем уменьшается до нуля) или по методу косой петли (с выводом ЛА в горизонтальный полёт в середине петли). |
Боевой самолёт | - самолёт, предназначенный для выполнения боевых задач: воздействия на объекты противника авиационными средствами поражения, ведения воздушной разведки, выброски воздушных десантов и доставки материальных средств войскам, действующим в тылу противника. |
Боекомплект | - количество боеприпасов, приходящееся на единицу оружия (пушку, пулемёт, гранатомёт и т.п.) или на боевой самолёт (вертолёт). |
Боеприпасы | - составная часть вооружения ЛА, предназначенная для уничтожения или вывода из строя воздушных, наземных, подземных или морских целей противника разрушающим действием удара и огня. Бываают основного и вспомогательного (специального) назначения. |
Боковая управляемость | - способность ЛА изменять параметры бокового движения по команде лётчика. |
Боковая устойчивость | - способность ЛА восстанавливать без вмешательства лётчика исходный режим бокового движения после прекращения действия возмущения. Позволяет осуществлять быстрый переход на новый режим полёта и его выдерживание при приемлемых для лётчика усилиях для отклонения органов управления. |
Боковое движение | - движение ЛА, при котором плоскость его симметрии отклоняется или (и) смещается от первоначально заданной вертикальной плоскости. При наличии бокового движения всегда возбуждается и продольное движение (изменяется угол атааки и скорость тангажа), в то время как продольное движение ЛА, имеющее плоскость симметрии, может происходить без бокового. |
Болезнь движения | (морская бользнь, воздушная болезнь, транспортная болезнь, укачивание) - особое состояние организма, которое может возникнуть при передвижении человека на современных видах транспорта (в т.ч. на ЛА). Возникает в результате непривычного для человека сочетания воздействия вестибулярных (линейных и угловых ускорений) и зрительных (оптокинетических) и др. сенсорных раздражителей. Проявляется в явной и скрытой формах. При явной форме характерны сенсорные нарушения (головокружения) и соматические (изменение тонуса глазодвигательных мышц, мышц туловища и конечностей, что приводит к нарушению равновесия). Характерные признаки: бледность кожных покровов, слюно- и потоотделение, снижение сосудистого тонуса, тошнота, рвота. При скрытой форме симптомы проявляются слабо. |
Болтанка | - возмущённое движение ЛА с достаточно большой частотой (доли Гц для тяжёлых самолётов и до 1 Гц для лёгких) под действием атмосферной турбулентности. Вызывает перемещение центра масс ЛА в пространстве и угловые колебания вокруг центра масс. |
Бомбардировщик | - боевой самолёт, предназначенный для поражения авиационными бомбами (торпедами) наземных (подземных) или надводных (подводных) целей. Является основной ударной силой ВВС. |
Бомбометание | - прицельное сбрасывание с ЛА авиационных бомб (торпед) для поражения наземных (подземных) и надводных (подводных) целей. Теория бомбометания базируется на баллистике, теории прицелов, теории проникновения боеприпасов в сплошные среды, теории эффективности, метеорологии и др. науках. Может производиться с горизонтального полёта, пикирования и кабрирования. |
Боросодержащее топливо | - вещества, имеющие в своём составе бор и его соединения (бориды лёгких металлов, гидриды бора, борогидриды лёгких металлов и ь.д.), способные к большому тепловыделению при взаимодействии с окислителями. Применяются в РЛ и ВРД. |
Бортовое оборудование | - совокупность агрегатов, приборов, машин, систем, комплексов и др. технических средств, устанавливаемых на борту ЛА для обеспечения управляемого полёта, жизнедеятельности экипажа и пассажиров, решения целевых задач в соответствии с назначением ЛА. |
Бортовой журнал | 1) воздушного судна - технический документ установленной формы, предназначенный для контроля за техническим состоянием и оформления приёма-передачи воздушного судна. Заполняется борттехником (бортинженером), вторым пилотом или командиром экипажа. 2) штурманский - лётный документ установленной формы, предназначенный для записи необходимых расчётных и фактических навигационных элементов полёта, выполняемых штурманом или пилотом в процессе предполётной подготовки и полёта. |
Бортовой накопитель | - устройство для регистрации и накопления полётной информации в течение всего полёта (нескольких полётов). По конструкции различают защищённые (на случай лётных происшествий) и незащищённые (для контроля пилотирования и работоспособности систем и оборудования после полёта), по типу регистрации - параметрические и речевые. |
Бочка | - фигура пилотажа, поворот ЛА вокруг продольной оси на 360° и более без изменения направления движения. По типу выполнения может быть быстрой и медленной, по числу оборотов - одинарная, полуторная и многократная, по наклону траектории полёта - горизонтальная, восходящая и нисходящая. |
БРЛС | - бортовая радиолокационная станция. Радиоэлектронная система, устанавливаемая на ЛА различных классов и предназначенная для получения радиолокационной информации о воздушных, космических и наземных объектах (целях), в т.ч. в сложных метеоусловиях и при отсутствии видимости. |
Броня авиационная | - средство защиты членов экипажа и жизненно важных узлов боевых ЛА от поражающих средств воздушного или наземного оружия. |
Бустер | (англ. booster, от boost - поднимать, повышать давление, напряжение) - устаревшее название рулевого привода. |
Бустерное управление | - условное название систем управления ЛА, в которых для отклонения органов управления используются бустеры. Существуют обратимое, необратимое с переходом на непосредственно ручное управление и без перехода на ручное управление. |
БЦВМ | - бортовая цыфровая вычислительная машина. Электронная вычислительная машина, устанавливаемая на борту ЛА, внутренний язык, структура, конструкция и др. основные показатели которой оптимизированы с учётом конкретных условий её примения. По назначению БЦВМ могут быть специализированными для решения одной задачи и универсальными. По конструкции бывают автономными (в виде отдельного прибора) или встраевыми. |
БЧ | - боевая часть. Составная часть неуправляемых и управляемых ракет, предназначенная непосредственно для поражения цели действием взрыва, удара, огня. Может нести обычный или ядерный заряд. БЧ с обычным зарядом делятся на фугасные, осколочные, кумулятивные и зажигательные. Существуют БЧ вспомогательного назначения: агитационные, помеховые, дымовые, имитационные, световые и др. |
среда, 28 октября 2015 г.
Б
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий