Габаритные размеры ЛА | - предельные значения длины и высоты, полного размаха крыла (у самолёта), диаметра несущего винта (у вертолёта) и т.п. Определяют необходимые размеры производственных помещений, ангаров, площадок для стоянки на открытом воздухе и т.д. |
Газовая динамика | - раздел аэродинамики, в котором изучаются закономерности движения газов, а также механическое и тепловое взаимодействие между газом и движущимися в нём телами. |
Газогенератор | - 1) часть газотурбинного двигателя, состоящая из последовательно расположенных осевого или центробежного компрессора, камеры сгорания и газовой турбины, приводящей компрессор. В двухконтурном турбореактивном двигателе - каскад высокого давления (для трёхвальных - каскад высокого и среднего давления). 2) часть турбонасосного агрегата ЖРД - устройство, в камере которого в результате реакций окисления (двухкомпонентное топливо) или разложения (однокомпонентное топливо) вырабатывается горючий газ, являющийся рабочим телом для приввода турбины ТНА, насосы которого обеспечивают подачу топлива в камеру сгорания ЖРД. |
Газодинамическое управление | - создание управляющих сил и моментов для изменения (или сохранения) пространственного положения ЛА с помоью реактивных струй. |
Газообразное топливо | - различные газообразные вещества (водород, лёгкие углеводороды, природный и попутный нефтяной газ и т.д.), окисление которых сопровождается значительным выделением теплоты. |
Гайдроп | (англ. guide горе, беквально - направляющий канат) - толстый, длинный канат, используемый при посадке дирижаблей, спортивных аэростатов, стратостатов и субстратостатов некоторых видов. |
Гаргрот | - объёмный продольный обтекатель на фюзеляже самолёта, закрывающий проводку управления, трубопроводы и электропроводы, выступающие за основные габариты фюзеляжа, и обеспечивающий удобство подхода к ним в эксплуатации. |
ГВФ | - гражданский воздушный флот. |
Гелиевая труба | - аэродинамическая труба, рабочим газом в которой служит гелий. Используется для получения больших чисел Маха. |
Геликоптер | (от греч. helix - спираль, винт и pteron - крыло) - принятое за рубежом название вертолёта. |
Генераторы вихрей | - устройства на обтекаемой поверхности ЛА для затягивания или предотвращения отрыва турбулентного пограничного слоя без затрат энергии. Установка генераторов вихрей на крыльях приводит к увеличению максимальных значений коэффициента подъёмной силы, расширению диапазона линейной зависимости подъёмной силы от угла атаки, уменьшению аэродинамического сопротивления при больших значениях коэффициента подъёмной силы. |
Герметизация | - обеспечение непроникаемости стенок и соединений в деталях, узлах и агрегатах ЛЯ для предотвращения утечек газов и жидкостей. Бывает полная и неполная. |
Герметики | - полимерные композиции пастообразной или вязкотекущей консистенции, предназначенные для герметизации. |
Гермокабина | - изолированный объём ЛА с регулируемыми избыточным давлением воздуха, температурой и т.п., предназначенный для работы экипажа и полёта пассажиров на большой высоте. |
Гибридный ЛА | - летательный аппарат, у которого для создания подъёмной силы используется сочетание аэростатических и аэродинамических принципов. |
Гидравлический удар | - резкое повышение давления в трубопроводе при быстром закрытии крана, обусловленное резким торможением потока жидкости. |
Гидравлическое оборудование | - оборудование ЛА, предназначенное для привода в действие различных бортовых функциональных систем-потребителей. Содержит источник давления (насосы, гидроаккумуляторы), баки с рабочей жидкостью, трубопроводы, арматуру, различные клапаны, фильтры, гасители пульсаций, приборы контроля, защиты и сигнализации. |
Гидроаэродром | - специально подготовленный водный участок и прилегающая прибрежная территория, включающие комплекс сооружений и оборудования для обеспечения эксплуатации гидросамолётов. |
Гидродинамика | - раздел механики сплошных сред, в котором изучаются закономерности движения жидкости и её взаимодействие с погружонными в неё телами. Законы и методу гидродинамики используются также для аэродинамических расчётов ЛА при малых дозвуковых скоростях полёта. |
Гидроканал | (опытовый бассейн) - сооружение для испытаний буксировкой моделей судов, гидросамолётов и др. |
Гидромодель аэростата | - модель аэростата, наполненная жидкостью. Позволяет имитировать напряжённое состояние корпуса аэростата, наполненного подъёмным газом. |
Гидроплан | - то же, что гидросамолёт. |
Гидросамолёт | - самолёт, способный взлетать с водной поверхности и садиться на неё, а также маневрировать на воде. |
Гиперзвуковая скорость | 1) скорость газа, намного превышающая местную скорость звука. 2) Скорость ЛА, намного превышающая скорость звука в невозмущённом потоке (обычно M>5). |
Гиперзвуковое течение | - течение газа с гиперзвуковыми скоростями. Характерным является большое значение отношения кинетической энергии к внутренней энергии газа, равное по порядку величины M2. При гиперзвуковом обтекании тел возникают интенсивные ударные волны и большая завихрённость. |
Гиперзвуковой самолёт | - самолёт, способный летать с гиперзвуковой скоростью. Диапазон скоростей и высот его занимает промежуточное положение между сверхзвуковыми самолётами и космическими ЛА. |
Гиподинамия | (от греч. hypo - под, ниже и dynamis - сила) - ограничение двигательной активности человека при снижении силовой нагрузки. Характеризуется общим ослаблением организма, понижением физической выносливости, уменьшением мышечной силы, снижением объёма циркулирующей в организме крови. |
Гипоксия | (от греч. hypo - под, ниже и лат. oxygentum - кислород), кислородное голодание, кислородная недостаточность - пониженное содержание кислорода в тканях организма. Бывает патологическая (вследствие заболеваний) и физиологическая (развивается у здоровых людей при несоответствии количества доставленного к тканям количества кислорода его потреблению, а также под влиянием пониженного парциального давления кислорода в газовой среде). |
Гировертикаль | - гироскопический прибор, определяющий углы крена и тангажа ЛА относительно местной вертикали. |
Гирокомпас | - указатель направления истинного (географического) меридиана, предназначенный для определения курса ЛА, а также азимута (пеленга) ориентируемого направления. Принцип действия основан на использовании свойств гироскопа и суточного вращения Земли. |
Гироскоп | (от греч. hyreuo - кружусь, вращаю и skopeo - смотрю, наблюдаю) - устройство для измерения параметров углового движения. Широко используется в инерциальных системах навигации, автопилота, гирокомпаса, гировертикалях и др. приборах и системах ЛА. Существуют классические, лазерные и вибрационные. Принцип действия классического основан на стремлении быстровращающегося ротора сохранять направление оси вращения в пространстве. |
Гироскопическая нагрузка | - нагрузка, возникающая из-за взаимодействия вращения элемента какой-либо системы ЛА с вращением ЛА как целого. |
Гиростабилизация | - поддержание с помощью гироскопов и гидроскопических устройств параметров углового движения элементов системы управления ЛА и самих ЛА в условиях возмущений. Различают силовую, индикаторную и индикаторно-силовую. |
Гистерезис | (от греч. hysteresis - отставание, запаздывание) 1) в гидродинамике - неоднозначность структуры поля течения и следовательно, аэродинамических характеристик обтекаемого тела при одних и тех же значениях кинематических параметров, но при различных направлениях их изменения. 2) в системе управления - неоднозначность зависимости выходного перемещения системы управления от входного сигнала при его медленном изменении в прямом и обратном направлениях. |
Глиссада | (фр. glissade - скольжение) - 1) прямолинейная траектория движения ЛА под углом к горизонтальной плоскости. 2) Прямолинейная траектория, по которой должно осуществляться снижение самолёта в процессе захода на посадку. |
Глиссирование гидросамолёта | - скольжение гидросамолёта по воде при разбеге перед отрывом или при пробеге после приводнения, когда скорость движения достаточно велика. При этом и смачиваемость корпуса гидросамолёта, и возмущение воды, вызванное движением гидросамолёта, существенно меньше, чем при "нормальном" плавании. |
Гондола | - 1) кабина воздухоплавательного ЛА для размещения экипажа, снаряжения, балласта, грузов и силовых установок. 2) Оболочка обтекаемой формы вокруг двигателя, обеспечивающая установку и эксплуатацию двигателя; является частью силовой установки ЛА. Часто называется мотогондолой. |
Горизонтальное оперение | - горизонтальная аэродинамическая поверхность ЛА, обеспечивающая его продольную устойчивость и продольную управляемость. В традиционном случае состоит из основной неподвижной части - стабилизатора и подвижной части - руля высоты. |
Горка | - фигура пилотажа, прямолинейный набор высоты. Ввод в горку осуществляется с перегрузкой, превышающей единицу. Вывод осуществляется либо без крена, либо двумя поворотами ЛА вокруг продольной оси на 180°, либо с разворотом с креном более 90°. Может выполняться с торможением, с разгоном или на постоянной скорости. |
Горючее | - компонент топлива, подвергающийся окислению в процессе сгорания в камере ВРД или ЖРД. |
Горючесть | - способность вещества, материала, изделия к самостоятельному горению. По горючести материалы разделяют на горючие, трудногорючие и негорючие. |
ГосНИИ АС | - Государственный научно-исследотвательский институт авиационных систем. Разрабатывает концепции перспективных авиационных комплексов и систем, отрабатывает и испытывает авиационные системы и бортовое оборудование ЛА. |
ГосНИИ ГА | - Государственный научно-исследотвательский институт гражданской авиации (до 1954 г. НИИ ГВФ). Разрабатывает вопросы, связанные с эксплуатацией гражданской авиации: внедрение новых типов самолётов и вертолётов, создание тренажёров, совершенствование лётной и технической базы самолётно-вертолётного парка, разработка методов обеспечения безопасности полётов, повышение эффективности и экономичности ЛА, медико-гигиеническое обеспечение полётов, разработка методов отбора и подготовки лётного состава. |
Государственные испытания | летательного аппарата - испытания для определения соотвествия характеристик и показателей ЛА заданным требованиям и нормам в объёме, необходимом для принятия решения о запуске ЛА в серийное производство и внедрении в эксплуатацию. |
ГПВРД | - гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель. ПВРД со сверхзвуковой скоростью потока в камере сгорания. |
Гранатомёт авиационный | - гладкоствольное автоматическое оружие боевого вертолёта для стрельбы унитарными гранатами по наземным площадным целям. |
Гранулируемые сплавы | - конструкционные металлические материалы, полученные путём изостатического прессования при высоких давлениях (компактирования) мельчайших частиц (гранул) сплавов определённого химического состава (никеля, титана, алюминия), закристаллизовавшихся с высокой скоростью. |
Гребень аэродинамический | - вспомогательная, как правило вертикальная, аэродинамическая поверхность самолёта, предназначенная для повышения его путевой статической устойчивости. Чаще распологается в плоскости симметрии самолёта на хвостовой части фюзеляжа (форкиль) или под фюзеляжем (подфюзеляжный гребень). |
Грузовой ЛА | - транспортный ЛА для перевозки почты, грузов, техники с сопровождающим их персоналом. По взлётной массе подразделяются на лёгкие, средние и тяжёлые. |
Грузопассажирский самолёт | - быстро переоборудуемая (конвертируемая) модификация пассажирского самолёта. |
Грунтовый аэродром | - аэродром, на котором взлётно-посадочные полосы, рулёжные дорожки и места стоянок не имеют искусственных аэродромных покрытий. |
Групповой пилотаж | - маневрирование группы ЛА с сохранением строя. |
ГСГА | - Государственная служба гражданской авиации. |
ГСН | - головка самонаведения, автоматическое измерительное устройство, устанавливаемое на самонаводящихся ракетах и предназначенное для выделения цели на окружающем фоне и измерения параметров относительного движения ракеты и цели, используемых для формирования команд управления ракетой. |
ГТД | - газотурбинный двигатель. Тепловая машина, предназначенная для преобразования энергии сгорания топлива в кинетическую энергию реактивной струи и (или) в механическую работу на валу двигателя, основными элементами которой являются компрессор, камера сгорания и газовая турбина. |
среда, 28 октября 2015 г.
Г
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий