среда, 1 февраля 2017 г.

Планирование полета


Со времени возникновения авиации перед пилотами встала проблема, как долететь до нужного места и не заблудиться по дороге. Самый простой способ заключался в использовании железных дорог для ориентирования. Так железные дороги стали первыми воздушными трассами.
Никаких аэронавигационных схем в те времена не существовало. Каждый пилот был вынужден полагаться только на себя, из-за чего нередко случались катастрофы. Заметить препятствие в хорошую погоду легко, а что делать если погода неожиданно испортится? Нужно было снижаться, и при отсутствии видимости существовал риск налететь на гору, водонапорную башню или какое-нибудь другое препятствие.


Пилот Элрей Джеппесен решил обезопасить себя, и начал рисовать в блокноте схемы аэродромов, в которые включал расположение полосы, рельеф местности, препятствия, телефоны местных жителей у которых можно было спросить про погоду и другую полезную информацию. Постепенно другие пилоты начали все чаще и чаще одалживать у Джеппесена его блокнот, и в конце концов он начал продавать свои схемы. Так появилась первая аэронавигационная информация.
Чтобы упорядочить воздушное движение в районах аэродромов, было решено принять соглашение о правилах взлета и посадки. Сначала это был просто полет по прямоугольному маршруту вокруг полосы, но вскоре стало ясно что такая схема не эффективна, да и не подходит ко всем аэродромам в силу различных индивидуальных особенностей: где-то были горы, а где-то рядом стояли жилые дома и люди не хотели просыпаться по ночам от рева двигателей.
Постепенно для каждого аэродрома стали разрабатывать стандартные схемы захода на посадку и схемы взлета. Их включали в сборники аэронавигационной информации, подобно тем которые составлял Элрей Джеппесен.
Помимо движения в районе аэродромов, требовалось так же упорядочить и обезопасить движение по маршрутам. Железные дороги плохо для этого подходили, поэтому начали устанавливать радиомаяки, между которыми прокладывали воздушные трассы. Изначально все воздушные трассы проходили через радиомаяки различных конструкций, но вскоре техника развилась, и стало возможно летать не только строго на радиомаяки, но и в стороне от них.
Для обозначения мест, в которых не стоят маяки, было придумано понятие навигационная точка (по-английски FIX). Это точка, у которой есть пяти буквенное обозначение и для которой определены географические координаты (широта и долгота). Эта точка существует только на карте, на местности в этой точке ничего нет. В местах, где навигационные точки стоят на «перекрестках» воздушных трасс, их называют пересечениями.
Каждая воздушная трасса имеет свое имя. Имя трассы состоит из буквы (иногда двух букв) и трех цифр. Буква обозначает тип воздушной трассы. Поскольку эта статья рассчитана на начинающих пилотов, пока не будем обращать внимания на типы трасс. Скажу только что трассы есть двусторонние и односторонние. Направление трассы можно узнать по стрелочкам, которыми обрамлено расстояние до следующего пересечения.
Проще всего рассмотреть воздушные трассы на примере. Предположим что нам надо проложить маршрут из точки MILTA в точку VALGA:
Требуемый маршрут обозначен красной линией. К сожалению, в данном направлении ни одна трасса не проходит. Возможно, диспетчер и разрешит пролететь напрямую, но тем не менее маршрут придется составлять по всем правилам.
Сначала посмотрим повнимательнее на карту. Воздушные трассы на ней нарисованы черными линиями, в разрыве линий нарисованы расстояния между двумя точками на карте, сверху над ними подписаны названия воздушных трасс. Поскольку схема российская, расстояния указаны в километрах. На зарубежных схемах расстояния пишутся в морских милях.
Попробуем спуститься вниз от точки MILTA, и затем отправится к VALGA:
Таким образом, наш маршрут пройдет через следующие точки: MILTA  TENSI  PETIT  VANAG  VALGA. По стандартам ICAO при записи маршрута между названиями точек принято писать названия воздушных трасс. Добавим к нашей записи названия воздушных трасс: MILTA  UM870  TENSI  UM870  PETIT  UM990  VANAG  UM990  VALGA.
Как видим, запись получилась довольно громоздкой. Чтобы избежать излишнего загромождения, точки, находящиеся на одной и той же трассе, писать не надо. Вместо этого достаточно написать точку на которой мы вошли на трассу, и точку на которой мы сошли с трассы.
Участок MILTA  UM870  TENSI  UM870  PETIT представляет собой путь по одной трассе UM870. Уберем промежуточную точку TENSI и он сократиться до MILTA  UM870 PETIT. Аналогично путь PETIT  UM990  VANAG  UM990  VALGA проходит по трассе UM990, поэтому можно смело убирать промежуточную точку VANAG. Теперь запишем все вместе: MILTA  UM870  PETIT  UM990  VALGA.
По правилам ICAO стрелки писать не надо. Запишем тот же маршрут без стрелок:
MILTA UM870 PETIT UM990 VALGA
Поздравляю, мы только что проложили наш первый маршрут по стандартам ICAO. Но как мы попадем на этот маршрут? Как правило нельзя просто взлететь с аэродрома и отправится к ближайшей удобной точке для выхода на трассу. Вместо этого надо открыть схемы аэродрома и посмотреть там стандартные маршруты выхода с аэродрома. Сокращенно такие маршруты называются SID (Standard Instrument Departure, стандартная схема выхода по приборам). Переместимся в Домодедово и посмотрим пример из схемы выхода:
На этой схеме изображены некоторые схемы выхода, которые следует использовать после взлета с полосы 14 левая. Каждый маршрут выхода имеет свое имя. Как правило имя схемы выхода отражает название точки, в которую он ведет. Например, в точку LO ведет маршрут под названием «LO 14D».
Аналогично выходу, на схемах можно посмотреть маршруты подхода к аэродрому. Схемы подхода называются STAR (Standard Terminal Arrival Route, стандартный терминальный маршрут подхода). Опять рассмотрим на примере Домодедово:
На схеме показаны пути подхода из разных точек. Под линиями написаны названия схем, например, от можно заметить что точки LO есть два варианта захода: LO14A и LO14B.
Подведем итоги. Полет начинается со схемы выхода из аэродрома SID. Каждый SID заканчивается на точке, которая должна быть началом маршрута по трассе. Маршрут должен заканчиваться на точке, которая является началом схемы подхода (STAR). План полета описывается по стандарту ICAO, согласно которому надо писать его в виде:
ТочкаВхода ТРАССА ТочкаПерехода ТРАССА .... ТРАССА ТочкаВыхода
Чтобы планирование полета не затягивалось на долгие часы, можно пользоваться различными средствами, облегчающими эту работу.
На сайте http://rfinder.asalink.net/free/ можно быстро составить план полета в любую точку света (если она есть в базе данных сайта). Планы полета не всегда получаются оптимальными.
На сайте Госкорпорации по ОРВД можно найти заранее составленные полетные планы, рекомендованные Российским авиакомпаниям: http://intinfo.matfmc.ru:8080/homesite/htme/routes.htme?0. Эти полетные планы применимы только для полетов внутри России.
Счастливых полетов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий